Май 1963 года. В кабинет отца-основателя Ferrari пожаловала большая делегация из США во главе с Генри Фордом младшим. На кону была крупная сделка. Но изучив контракт, Энцо Феррари достал свою знаменитую ручку с фиолетовыми чернилами и написал на полях: «Нет, так не годится!». Затем он покинул кабинет, сочно ругаясь по-итальянски. Сделка сорвалась. Но это был не конец, а начало. Начало легенды под названием Ford GT.
От любви до ненависти
На заре 60-х годов Ferrari блистала на самых престижных гоночных треках. Однако в ее финансах был полный крах. Гонки — затратное мероприятие. Чтобы содержать свою «конюшню», нужно иметь хороший заработок в сегменте дорожных машин. С этим у Энцо Феррари не ладилось. И тут на горизонте появился Ford.
Американский концерн тоже переживал непростые времена. Выросла послевоенная молодежь, которая не желала ездить на скучных семейных машинах. В моду входили спорткары. Свое спортивное подразделение решило бы многие вопросы. В том числе — имиджевые. Что может быть круче победы в престижных гонках? «Выигрывай по воскресеньям, продавай по понедельникам», — этот слоган стал одним из девизов Генри Форда младшего.
 
Генри Форд II
Производители быстро нашли общие интересы. Ford нуждался в опыте и технологиях Ferrari. Итальянцы нуждались в деньгах. Благо, американцы не скупились. За контрольный пакет акций они были готовы отдать до 18 миллионов долларов. Огромная сумма по тем временам!
По условиям сделки, Ford получал производство дорожных Ferrari. Основатель компании Энцо Феррари оставался у руля гоночного подразделения Scuderia. Кажется, все по-честному. Однако после прочтения контракта Комендаторе стал мрачным, как туча. Во-первых, американцы требовали согласовывать все расходы Scuderia. Во-вторых, они не желали пускать болиды Ferrari на гонки «Инди 500» в США, чтобы те не конкурировали с командами, которым Ford поставляет свои моторы. Неслыханно!
Взбешенный Феррари демонстративно покинул встречу, в ходе которой американцы надеялись подписать контракт. Миллионные расходы на аудиторов, а также месяцы работы юристов, готовивших сделку, пошли прахом…
 
Энцо Феррари
Англия вместо Италии
По темпераменту Генри Форд младший не уступал Энцо Феррари. Участники переговоров вспоминают, что после провала сделки глава Ford был в ярости, кляня «старого итальянского дурака». По возвращению в Детройт он тут же приказал создать свой спорткар, получше Ferrari.
Новая модель задумывалась как орудие мести. Ее изначально разрабатывали с прицелом на 24-часовые гонки во французском Ле-Мане, где итальянские суперкары «рвали» противников уже несколько лет подряд. Это была территория триумфа Ferrari. Именно здесь Форд желал поразить противника.
Однако ожидания подкосила реальность. Выяснилось, что к этой войне американцы в одиночку не готовы. Вообще. Пришлось искать союзников. И их нашли — в Англии.
Компания Lola Cars была молодой, но перспективной. Она строила гоночные болиды для самых разных серий, включая «Инди 500» и «Формула 1». Но главное, у нее был опыт работы с двигателями Ford. К примеру, фордовский V8 стоял на среднемоторном Lola Mk6/GT, который участвовал в заездах… угадайте где? Правильно, в Ле-Мане.
Первые неудачи
Для управления проектом две компании создали дочернюю фирму. Использовав наработки британцев, инженеры к 1964 году представили первые Ford GT40. В их основу легло шасси спорткаров Lola со среднемоторной компоновкой. Бензиновый 4.2 V8 стоял за спиной пилота.
Индекс 40 означал высоту кузова в дюймах. Это был максимум, проходящий в то время по требованиям гонок в Ле-Мане. Садиться в авто высотой около метра было крайне неудобно. Чтобы облегчить посадку, верхнюю часть дверей завели на крышу.
Болиды были быстрыми. Они легко преодолевали отметки в 300-320 километров в час. Однако надежность вызывала вопросы. Аэродинамика была такой, что не давала нужной прижимной силы и машина рисковала взлететь. Моторы и тормоза перегревались. Хилая подвеска рассыпалась на глазах.
Техника подвела Ford GT на первой же серьезной гонке. Весной 1964 года во время заездов по Нюрбургрингу на 1000 километров болид сошел с дистанции, хотя поначалу у него были шансы финишировать вторым.
Несколько недель спустя состоялся дебют в «24 часах Ле-Мана». На трек вышли сразу три Ford GT. Увы, никто из них не добрался до финиша, причем, одна из машин сгорела. Победителем гонок тогда снова стала Ferrari. Акт мести откладывался.
Шелби спасает проект
Неудачи с GT заставили Ford поменять команду разработчиков. В нее пригласили Кэрола Шелби, легендарного гонщика, который победил в Ле-Мане в 1959 году на Aston Martin. А еще он имел большой опыт работы с Ford в своей тюнинг-компании Shelby American.
Спорткар был модернизирован. Улучшена аэродинамика, заменена подвеска, КПП и двигатель — в моторный отсек стал семилитровый агрегат. Это сработало. В 1965 году болиды под управлением Ллойда Раби и Кена Майлза принесли Ford победу в гонке на 2 тысячи километров в Дэйтоне, США.
Кстати, Кен Майлз тоже участвовал в работе над GT40. Талантливый гонщик и механик внес большой вклад в настройку ездовых повадок. Правда, характер он имел несносный, из-за чего попал в немилость к боссам Ford. Только покровительство Шелби позволило Майлзу попасть на гонки в Ле-Ман в 1966 году.
 
Кен Майлз и Кэрол Шелби
Тройной триумф
В середине ХХ века «24 часа Ле-Мана» уже имели статус одного из самых престижных соревнований в автомобильном мире. И — самых сложных. Это экзамен не только на мастерство пилотов, но и выносливость машин. Команды проводят сутки на маршруте, который проходит в том числе по «гражданским» дорогам. Добавьте к этому привычные для этих мест капризы погоды — и вы получите крайне опасную трассу.
В 1966 году Ford снова выставил в Ле-Мане три GT40. Это были серьезно модернизированные болиды. Чтобы довести их до ума, инженеры и гонщики, среди которых был Кен Майлз, месяцами жили на работе. Кузовные детали, подвеску, двигатель, КПП — все это снова пришлось переделывать.
Одной из фишек обновленного GT40 стали быстро заменяемые тормоза. На пит-стопе машина получала новые диски и колодки за считанные минуты. Это было очень важно, поскольку в условиях диких перегрузок механизмы буквально сгорали…
Игра стоила свеч. Все три GT40 не просто пришли к финишу, проехав почти по 5 тысяч километров. Они заняли три первых места, в то время, как все болиды Ferrari по разным причинам выбыли из гонки. Итальянская «конюшня» была посрамлена.
 
Фотофиниш Ford в Ле-Мане в 1966 году 
Ложка дегтя
Для Кена Майлза гонка 1966 года в Ле-Мане тоже могла стать триумфом. Он поставил несколько рекордов круга и уверенно шел к первому месту. Но пиарщики Ford, видя, что команда близка к абсолютной победе, предложили устроить красивый фотофиниш. Все три GT40 должны были пересечь «ленточку» почти одновременно.
Боссы убедили Майлза сбросить скорость и подождать товарищей по команде. Тот согласился. Ведь первое место все равно светило ему. Но когда три болида пришли к финишу, судьи учли, что на старте Ford стояли на разных позициях и гонщик Брюс Макларен проехал пусть на несколько метров, но — больше. Победу отдали ему.
Вложивший в проект массу времени и сил, Майлз рвал и метал. Увы, судьба больше не дала ему шанса блистать на гоночных треках. Через два месяца гонщик погиб, испытывая очередной спорткар Ford…
Сквозь время
А что GT40? Для него наступили счастливые времена. Суперкар выигрывал гонки в Ле-Мане еще три года подряд. Только в 1970-м его победное шествие прервали конкуренты из Porsche. Ну а команда Ferrari с этого пьедестала была сброшена надолго. Ее следующая победа случилась только в 2023 году.
Сам автомобиль в новом веке возродился уже как «гражданский» спорткар. В 2004 году его выпустили под названием Ford GT. Дизайнеры перенесли черты легендарного гоночного болида, включая приземистый кузов (чуть более метра высотой), среднемоторную компоновку и двери с «вертикальным взлетом».
 
Ford GT 2004. Фото Ford
Возрожденную модель вооружили 550-сильным бензиновым движком 5.4 V8. За три года она разошлась по миру тиражом примерно в 4 тысячи экземпляров. Обладателем одного из них был известный британский телеведущий Джереми Кларксон.
Ну а в 2016 году вышло второе поколение Ford GT, уже с 600-сильным 3.5 V6 EcoBoost. Его тираж в 1350 экземпляров «допечатали» еще через шесть лет. Последние машины были выпущены ограниченной серией LM Edition — в честь триумфа GT40 в Ле-Мане в середине 60-х годов. Так история замкнула свой круг.
 
Ford GT 2016. Фото Ford
© CarExpert.ru
05.09.2025
Источник: carexpert.ru
