
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев
Российский автопарк стремительно стареет: сегодня средний возраст легковых машин превысил 15 лет. На дорогах всё чаще можно встретить автомобили, которые уже давно отслужили свой срок. О том, когда лучше менять автомобиль, «Известиям» 8 сентября рассказал директор отдела материально-технического обеспечения Forsage Lubricants Руслан Никулин.
По его словам, многие водители сознательно ездят «до последнего» — новые машины остаются слишком дорогими (в среднем 3,12 млн рублей), даже подержанные обходятся минимум в 1,44 млн рублей.
«На первый взгляд кажется: чем дольше эксплуатируешь машину, тем дешевле обходится владение. Но в реальности всё не так просто. С возрастом растут расходы на топливо, ремонт и обслуживание, а сама машина с каждым годом теряет в цене. В какой-то момент расходы начинают перевешивать выгоду, и «долго ездить» перестает быть экономически оправданно», — сказал эксперт.
Первая статья затрат — топливо. Паспортный расход для модели со временем не меняется, но в реальности ситуация иная. С возрастом двигатель и топливная система изнашиваются, падает эффективность работы датчиков и форсунок, появляются отложения в цилиндрах и выхлопной системе. Всё это приводит к тому, что фактический расход у десятилетней машины обычно выше паспортного на 5–10%, а у 15-летней — уже на 10–20%.
Если принять среднее значение в 15 тыс. км пробега и цену бензина 63,8 рубля за литр, то за три года разница может составить десятки тысяч рублей. Затраты на топливо могут вырасти с 200 до 250 тыс. рублей за три года. Кроме того, пятилетний автомобиль обходится владельцу в среднем в 20 тыс. рублей на техобслуживание в год, десятилетний — в 40 тыс., а 15-летний может потребовать уже около 70 тыс. рублей ежегодно. Именно сервис становится главным источником затрат для тех, кто держит машину «до старости».
Повышенные пошлины, медицинские запреты для автомобилистов, дополнительное время на экспертизу у наркологов и новые правила ремонта
Еще один фактор, который часто упускают из виду, — падение рыночной стоимости автомобиля. Даже если машина мало ездит и стоит в гараже, ее цена всё равно снижается.
У относительно свежих машин потери особенно заметны: пятилетний автомобиль теряет в среднем около 8% в год. При средней цене примерно 1,84 млн рублей это минус около 443 тыс. за три года. У десятилетнего авто амортизация выше — около 10% в год, но сама база уже меньше: при цене примерно 1,08 млн рублей снижение составит около 325 тыс.
Если сложить все траты — топливо, страховку и налоги, сервис и амортизацию, — получается следующая картина за три года владения: пятилетний автомобиль — около 739 тыс. рублей, 10-летний — около 710 тыс., а 15-летний — около 727 тыс.
«Из расчетов видно: пересесть с 15-летней машины на 10-летнюю чаще всего выгодно — экономия на ремонтах и бензине перекрывает разницу в стоимости. А вот менять 10-летнюю на пятилетнюю рационально только в двух случаях: если важна максимальная надежность и современные системы безопасности или если владелец готов мириться с высокой амортизацией», — подчеркнул Никулин.
Наиболее рациональная точка, по его словам, находится примерно на уровне 10-летнего возраста. Более новые машины слишком дороги из-за потери стоимости, а более старые требуют всё больше вложений в ремонт. Именно в районе 10 лет владение автомобилем оказывается оптимальным балансом между затратами, надежностью и безопасностью.
Ранее, 20 августа, автоэксперт Роман Сокуев рассказал, что моторное масло, которое продается на розлив из бочки, по качеству не уступает маслу из канистры. Тем не менее покупатели такого масла рискуют столкнуться с отсутствием гарантий подлинности продукта и соблюдения норм хранения в несертифицированных сервисах.
Все важные новости — в канале «Известия» в мессенджере МАХ
Источник: iz.ru
